О РАБОТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Основные психологические школы

 

Если хромой придет к окулисту, тот вряд ли окажет ему квалифицированную помощь. Поэтому идеальный пациент - это подготовленный и информированный пациент.

Для того, чтобы психологическая помощь была более эффективна, мы приводим здесь информацию об основных психологических школах, их направленности и подходах к работе с психикой.

 

С одной стороны, даже если вам показан психоанализ, а вы пришли к поведенческому психологу, хуже он точно не сделает. Профессионал отработает свою сферу, принеся пользу в своем подходе.

С другой стороны, обладая необходимым знанием о том, с чем именно и как работают в различных психологических подходах, вы сможете избежать возможного разочарования, "неэффективности" выбранного психолога.

 

Ниже мы приводим очень общие и поверхностные описания основных (но не всех)  психотерапевтических школ – просто, чтобы этот вопрос стал немного яснее.

 

Психоанализ

 

Несмотря на критику, которой подвергается классический психоанализ Фрейда на всем периоде своего существования, он по-прежнему остается мощнейшим инструментом для работы с самыми глубинными слоями психики человека. Метафорически, психоанализ подобен тончайшему скальпелю, который медленно, слой за слоем, проникает в самые потаенные глубины.

 

Именно в психоанализе впервые была выдвинута концепция существования трех компонентов психики:

1) «ид» (оно) — резервуар бессознательной энергии, называемой либидо (любой энергии, не обязательно сексуальной). «Ид» живет согласно принципу удовольствия, то есть ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других.

2) «эго» (я) — разум. «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «ид» и требованиями реального мира — оно действует согласно принципу реальности. Это исполнительная власть личности.

3) «суперэго» — это мораль, внутренний цензор. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат восприятия родительских и социальных ценностей. «Суперэго» включает наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. «Суперэго» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

 

Инстинкты (ид), разум (эго) и мораль (суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают внутрипсихические, или психодинамические, конфликты. Обычно, нормальное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.

 

Необходимо отметить, что психоанализ практически единственный метод, в котором разрешено работать с психотическими нарушениями, с психически нездоровыми людьми. Остальные психологические школы работают со здоровыми, а с психически больными - только в паре с психиатром, используя поддерживающую психотерапию.

 

Обычно терапия в психоаналитическом подходе длится от 3-4 лет и более с частотой встреч минимум один раз в неделю (обычно 2-3 раза). В настоящее время психоанализ официально признается страховыми компаниями и медицинскими сообществами во многих западных странах, хотя этот метод дорог и требует значительного времени.

Поэтому начиная с конца ХХ века всё большее значение играет...

 

Психодинамический подход

 

В котором психотерапевты по-прежнему часто называют себя психоаналитиками и, по сути, ими и являются. При этом в рамках этого подхода используются разнообразные школы и направления, которые "выросли" из психоанализа и имеют мощную практическую базу: это и юнгианский анализ, и теория объектных отношений, и психология самости, и символдраматический подход и т.д.

 

Все эти направления объединяет то, что основной областью, с которыми они работают, является бессознательное и внутренние конфликты.

Зачастую в рамках этих подходов терапия проходит быстрее, чем в классическом психоанализе и, используя специальные приемы и техники, позволяет добиться значительного положительного эффекта при решении специализированных вопросов.

 

Бихевиоризм

 

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении есть", "что мы в поведении изменить хотим" и "что для этого конкретно следует сделать".

Бихевиоризм отрицает наличие бессознательного. "Мы не можем увидеть и пощупать это бессознательное, следовательно, не можем с ним работать. Всё, что, мы имеем - это стимул и реакция" — вот основной посыл бихевиоризма. Это подход, работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий.

 

Этот метод появился в Америке и до сих пор является там крайне популярным, особенно в сфере обучения или тренингов. Он великолепно подходит для относительно простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. При этом бихевиоризм не является методом глубинной психотерапии.

 

Когнитивный подход

 

Истоки когнитивного подхода лежат в бихевиоризме, но, в отличие от своего родоначальника, где человек является организмом, управляемый внешними обстоятельствами, когнитивный (или когнитивно-личностный) подход рассматривает человека, как самостоятельную личность со своими целями и внутренним содержанием.

 

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение - вот, что оценивается и, главное, создается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

 

Этот подход является мощной базой для всевозможных тренингов личностного роста, тренингов карьерного роста, лидерских школ и т.д.

 

Гештальт-терапия

 

Базовая идея гештальт-терапии основана на способности психики к саморегуляции, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Гештальттерапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов, протекающих "здесь и сейчас", в каждый момент настоящего времени, начиная прямо с контакта "клиент-терапевт". Посредством этого гештальттерапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств.

 

Одной из важнейших задач терапии является выведение клиента на осознание своих истинных потребностей – таким образом, клиент получает осознание того, с чем именно ему надо решать проблему (к примеру, при работе с излишним весом, истинной проблемой может являться неспособность справляться со стрессом, а не повышенный аппетит).

 

Гештальт-терапия явилась основой для развития ряда других \направлений и техник, таких как психодрама, игровая терапия, сказкотерапия и др.

 

Экзистенциально-гуманистическая терапия

 

Это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более осознанной. Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь. Экзистенциальный подход как любой глубинный подход предполагает, что удаление симптома не ведет к излечению, а реальные изменения возможны только при работе с глубинным содержанием.

 

Психотерапия такого рода - это пробуждение или вызывание жизни, спрятанной внутри клиента, внутренней чувствительности, которую научили его подавлять, возможностей бытия, которые слишком редко осуществлялись.

 

Жизнеизменяющая терапия – это попытка психотерапевта помочь клиенту проанализировать, как он отвечает на главные вопросы собственной жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов так, чтобы сделать его жизнь более полной и осознанной и, таким образом, максимально раскрыть и реализовать себя.

 

Цель жизнеизменяющей психотерапии – помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.